Принцип
"Выиграл/Выиграл" может выжить в организации только в том случае,
если
его
поддерживают системы. Если вы заявляете о приверженности
"Выиграл/Выиграл", а на
деле
поощряете подход "Выиграл/Проиграл", то ваша программа приведет к
проигрышу.
Вы
получаете то, что поощряете. Если вы стремитесь к достижению целей и если вы
хотите
отразить в миссии свои ценности, то вам к этим целям и ценностям следует
приспособить
систему вознаграждений. Если вы не будете делать это систематически, то
ваши
дела будут расходиться с вашими словами. Вы окажетесь в положении
вышеупомянутого
менеджера, который твердил о сотрудничестве, а практиковал
соперничество
в конкурсе "Скачки к Бермудам".
В
течение нескольких лет Я сотрудничал с очень крупной фирмой по продаже
недвижимости,
расположенной на Среднем Западе. Мое знакомство с этой фирмой
состоялось
на огромном съезде, который собрал более 800 торговых агентов фирмы и был
посвящен
награждению лучших из них по итогам года. Это было шумное мероприятие,
сопровождаемое
музыкой школьных оркестров, громкими выкриками и выступлениями
заказных
групп поддержки, как это бывает в перерывах спортивных соревнований с
участием
известных команд.
Из
800 присутствующих около сорока были награждены за высокие достижения по
следующим
"номинациям": "За наибольшее количество продаж", "За
наибольший объем
продаж",
"За самые высокие комиссионные" и "За самый длинный список
клиентов". Во
время
вручения премий разыгрывались шумные представления – фейерверки, раздавались
крики
"Ура", свист, визги, аплодисменты. Не было никакого сомнения в том,
что эти сорок
человек выиграли; но в то же время становилось совершенно
ясно, что остальные 760
проиграли.
Мы
сразу же приступили к просветительной и организационной работе, направленной
на
то, чтобы привести системы и структуры этой организации в соответствие с
парадигмой
"Выиграл/Выиграл".
Мы привлекли к разработке систем мотивации самих продавцов –
людей,
на которых она должна воздействовать. Кроме того, мы призвали их сотрудничеству
и
достижению синергии, чтобы как можно большее количество людей смогло достичь
желаемых
результатов в соответствии со своими индивидуальными соглашениями об
исполнении.
Год
спустя на съезде продавцов присутствовало более 1000 участников, и около 800 из
них
получили премии. Путем сравнения с другими было определено лишь несколько
победителей,
а в целом программа была направлена на поощрение людей, которые смогли
достичь
поставленные перед собой индивидуальные цели, и на поощрение групп, которые
достигли
и реализовали командные цели. Теперь отпала необходимость в приглашении
школьных
оркестров, имитирующих бравурные звуки фанфар, и групп поддержки,
изображающих
ликование и приподнятое настроение. Зал был наполнен естественным
интересом
и праздничным возбуждением, поскольку люди с радостью воспринимали успех
каждого,
а команды продавцов-партнеров могли совместно насладиться полученной
наградой,
отправляясь, например, в поездку на отдых всем отделом.
Но
самое удивительное заключалось в том, что почти каждый из 800 победителей этого
года
добился таких же высоких показателей по объему продаж и прибыли, как
прошлогодние
сорок.
Атмосфера "Выиграл/Выиграл" значительно увеличила количество золотых
яиц, при
этом
как следует накормив гусыню, и высвободила огромный потенциал человеческой
энергии
и талантов. Даже сами участники этой программы были поражены возникшей в
результате
ее проведения синергии.
Соревнованию,
конкуренции есть место на рынке. Соревноваться можно с
прошлогодними
достижениями. Соревноваться можно даже с другим отделом или
человеком,
если с ними не нужно сотрудничать – нет особой взаимозависимости. Но для
организации
сотрудничество на рабочем месте важно на столько же, на сколько для рынка
важна
конкуренция. Дух отношений "Выиграл/Выиграл" не может выжить в
атмосфере
соревнования
и соперничества.
Чтобы
принцип "Выиграл/Выиграл" заработал, его должны поддержать все
системы.
Система
обучения, система планирования, система коммуникации, финансовая система,
информационная
система, система заработной платы – все они должны базироваться на
принципе
"Выиграл/Выиграл".
Я
консультировал еще одну компанию, которая хотела организовать для своих
сотрудников
тренинг по навыкам человеческих отношений. Подразумевалось, что проблема
коренится
в самих сотрудниках.
Президент
мне сказал:
—Пойдите
в любой наш магазин и посмотрите, как они будут обращаться с вами Они
работают
как простые приемщики заказов. Они не знают, что такое иметь подход к
покупателю.
Они не имеют представления о том, чем торгуют, им не хватает знаний и
навыков
в торговом деле, которые необходимы, чтобы "поженить" товар и
потребите ля. И я
посетил
различные магазины. И президент оказался прав. Но я все же не нашел ответа на
волновавший
меня вопрос "Чем было вызвано такое отношение?"
—Обратите
внимание, мы очень серьезно занимаемся этой проблемой, – сказал
президент
– Все руководители отделов являются образцами для своих сотрудников. Мы
сказали
им, что их работа на две трети является продажей, а на одну треть –
менеджментом,
и
они продают больше, чем кто бы то ни было Поэтому мы хотим, чтобы вы провели
тренинг
для
продавцов
Эти
слова подняли передо мной красный флажок и заставили насторожиться
–
Давайте соберем дополнительную информацию, – сказал я.
Президенту
мой ответ не понравился. Он ведь "знал", в чем проблема, и хотел
обучить
продавцов.
Но я настоял на своем, и через пару дней реальная проблема была вскрыта.
Должностные
обязанности и система оплаты труда были таковы, что создавали ситуацию,
при
которой руководители отделов "снимали сливки". Стоя за кассовым
аппаратом, они
завершали
все сделки в то время, когда торговля идет медленно А когда наступали часы пик,
руководители
поручали своим продавцам всю грязную работу – инвентаризацию, работу на
складе
и уборку, – а сами, стоя за кассой, опять же осуществляли большую часть продаж.
Вот
почему руководители отделов имели лучшие результаты по продажам.
В
итоге мы изменили одну систему – систему оплаты труда, – и проблема мгновенно
разрешилась.
В соответствии с новой системой руководители получают деньги только в том
случае,
если получают деньги их продавцы. Мы совместили нужды и цели руководителей с
нуждами
и целями продавцов, и потребность в проведении тренинга по навыкам
человеческих
отношений сразу отпала. Ключом
к решению проблемы оказалось создание
системы
вознаграждения, действительно отвечающей духу "Выиграл/Выиграл".
А
вот другой случай. Я работал с руководителем компании, которой потребовалось
провести
формальную оценку работы сотрудников Руководитель был очень недоволен тем
рейтингом,
которым он сам оценил одного из своих менеджеров.
–
Он заслуживает третьего разряда, – сказал мой клиент, – а мне пришлось
присвоить
ему
первый (что означало более высокую квалификацию, возможность для продвижения по
службе).
—
За что вы присвоили ему первый разряд? – спросил я
—
Он достиг высоких результатов, – ответил руководитель.
—
Тогда почему вы считаете, что он заслуживает лишь третьего разряда?
—
Из-за способа, которым он достигает этих результатов. Люди для этого человека
ничего
не значат, он идет по их головам. От него у меня одни неприятности.
–
Это звучит так, будто он нацелен исключительно на Р – на результат. И именно за
это
он
получает вознаграждение. А что если вам поговорить с ним об этой проблеме,
попытаться
помочь
ему понять всю важность РС – ресурсов и средств?
Руководитель
сказал, что он пробовал это делать, но никаких результатов это не
принесло.
–
Тогда, может быть, вам попробовать заключить с ним соглашение
"Выиграл/Выиграл",
в соответствии с которым две трети его заработной платы будут
начисляться
за Р – количественные результаты работы, – а одна треть будет начисляться за
РС
– за то, как к нему будут относиться другие люди, за то, каким он
будет руководителем,
как
будет строить команду, сплачивать вокруг себя людей?
–
Пожалуй, это может привлечь его внимание, – ответил мой клиент.
Так
часто оказывается, что проблема в системе, а не в людях! Если вы поместите
хороших
людей в плохую систему, то вы получите плохие результаты. Необходимо поливать
цветы,
которые хочешь вырастить.
Когда
люди по-настоящему овладевают способностью мыслить в духе
"Выиграл/Выиграл",
они могут создавать системы, необходимые для укрепления и развития
и
подхода. Они могут преобразовывать ситуации конкуренции (если она не является
обязательной)
в ситуации сотрудничества и могут значительно повышать свою
эффективность,
заботясь как об Р, так и об РС.
В
бизнесе руководители могут приспосабливать свои системы для создания
высокоэффективных
команд, члены которых работают сообща с целью превзойти
требования
тех стандартов, которые установлены внешней средой. В области образования
учителя
могут создавать системы оценки учеников, основанные на их индивидуальных
достижениях
и согласованных с ними критериях, и могут побуждать учащихся к
сотрудничеству
и оказанию друг другу помощи в овладении знаниями. В семье родители
могут
переместить фокус с соревнования друг с другом на сотрудничество. Например,
играя
всей
семьей в боулинг, они могут вести счет очков, заработанных всей семьей, и
стараться
превзойти
свое прошлое достижение. На основе соглашения "Выиграл/Выиграл" между
членами
семьи могут быть распределены домашние обязанности, что избавит родителей от
необходимости
постоянно ворчать и даст им возможность делать то, что могут сделать
только
они.
Приятель
однажды рассказал мне про карикатуру, на которой были изображены двое
детей,
один из которых говорил другому: "Если мама нас сейчас не поднимет, мы
опоздаем в
школу".
Благодаря этим словам в поле зрения моего приятеля попала сама суть проблем,
возникающих
в семьях, не организованных на ответственности, заложенной в основу
принципа
"Выиграл/Выиграл".
Принцип
"Выиграл/Выиграл" возлагает на отдельного человека ответственность за
достижение
согласованных результатов в рамках оговоренных правил и доступных ресурсов.
Он
делает человека ответственным за исполнение своей работы и оценку своих
результатов
и
обеспечивает последствия в качестве естественного результата деятельности.
Кроме того,
системы
"Выиграл/Выиграл" создают такую среду, которая поддерживает и
укрепляет
соглашения
"Выиграл/Выиграл".