Я,
как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных
уроков
или семинаров балансируют на самом краю хаоса. Синергия проверяет,
действительно
ли преподаватель и студенты открыты для восприятия принципа, в
соответствии
с которым целое большее суммы его частей.
Бывают
моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что
именно
должно произойти. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к
открытости
и желанию узнавать и выслушивать взгляды друг друга. Потом следует
"мозговая
атака", по правилам которой дух оценивания подчиняется духу творчества,
воображению
и интеллектуальному взаимодействию. И тогда начинает происходить нечто
феноменальное.
Семинар полностью преображается благодаря радостному возбуждению от
нового
импульса новой идеи и нового направления, которые с трудом поддаются
определению,
но почти осязаемы всеми участниками.
Возникает
такая синергия, словно вся группа сообща решила отказаться от старых
сценариев
и написать новые.
Я
никогда не забуду занятий по философии и стилю руководства, которые я вел в
университете.
Прошло около трех недель с начала семестра, когда один из студентов во
время
своего ответа стал рассказывать, об очень сильном личном переживании, чрезвычайно
эмоциональном
и глубоко осмысленном. Дух уважения и признательности опустился на
присутствующих
– уважения к индивидуальности этого человека и признательности за его
мужество.
Это
общее чувство стало благодатной почвой для возникновения синергии и
творческого
порыва. Зараженные рассказанным, другие студенты стали делиться своими
наблюдениями,
открытиями и сомнениями. Спокойная и доверительная атмосфера
побуждала
к максимальной открытости. Вместо того, чтобы обсуждать тему, к которой они
готовились
дома, студенты поглощали информацию, содержащуюся в рассказах их
товарищей,
и начали создавать совершенно новый сценарий семинара, отличный от
первоначально
задуманного.
И
я был увлечен этим процессом. Я попал под гипнотическое воздействие его
творческой
магии. И я обнаружил, что моя привязанность к заданной структуре семинара
постепенно
ослабевает и открываются абсолютно новые перспективы. Это не было простым
полетом
фантазии; в том, что происходило, чувствовались зрелость, стабильность и смысл,
значительно
превосходящие старые замыслы и планы.
Мы
отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и
сформулировали
новые цели, наметили новые проекты и определили новые задания. Нас
настолько
вдохновило происшедшее, что еще целых три недели мы были переполнены
желанием
делиться с другими тем, что случилось с нами.
Мы
решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с
изучаемым
предметом – принципами руководства. Задания были изменены, были запущены
новые
проекты, сформированы новые творческие команды. Все заработали гораздо
интенсивней,
чем это было при старой структуре обучения, и мотивы для такой работы были
совершенно
иными.
В
результате этого опыта возникла уникальная, сплачивающая, синергитическая
культура,
которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа
собиралась
на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя,
встречаясь,
мы часто вспоминаем то, что испытали, и стараемся вновь осмыслить, что
именно
произошло и почему.
Меня
особенно изумляла одна вещь: насколько мало потребовалось времени для
создания
уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. По-моему, это
случилось,
в значительной мере, благодаря тому, что участники этого события были людьми
достаточно
зрелыми. Это был последний семестр их выпускного курса, и, я думаю, они
хотели
получить что-то большее, чем просто очередное занятие. Они жаждали чего-то
нового
и волнующего, они сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное.
Эта
идея уже созрела в них, а они созрели для этой идеи.
В
добавление к этому и сам процесс обучения был организован верно. Я чувствовал,
что
участие в синергитическом процессе значительно весомее, чем разговор о нем, что
создавать
что-то новое гораздо важнее, чем просто читать что-то старое.
Как
и большинству людей, мне приходилось испытывать и такие моменты в жизни,
которые
были уже почти синергитическими, которые балансировали на грани хаоса и по
каким-то
причинам именно хаосом и заканчивались. К сожалению, обжегшись на подобных
примерах
из жизни, люди часто приступают к новому делу с мыслью о возможном провале.
Стремясь
защититься от этого, они отсекают себя и от синергии.
Это
похоже на руководителей, которые для оказания воздействия на нескольких
нерадивых
сотрудников вводят драконовские правила, ограничивающие свободу и
творческие
возможности всех остальных, или деловых партнеров, которые, представляя себе
наихудший
из возможных сценариев развития отношений, именно его описывают в
договоре,
уничтожая этим сам дух творчества, предпринимательства и синергии.
Оглядываясь
на свой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу
сказать,
что главный акцент почти всегда делался на синергию. В начале работы обычно
требовалось
значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и
сказать
о человеке или организации, или семье то, что сказать нужно, но для этого нужно
сочетание
смелости и истинной любви. Затем все становились более естественными,
открытыми
и искренними и начинался процесс синергитического общения. Он становился
все
более и более творческим и завершался таким осмыслением ситуации и такими
планами,
которых
сначала никто из участников не ожидал.
Как
утверждал Карл Роджерс: "Самое индивидуальное является одновременно самым
общим".
Чем более искренним вы становитесь, чем откровеннее вы в ваших высказываниях,
–
особенно, говоря о своем собственном опыте или своих собственных сомнениях, –
тем
больше
люди откликаются на сказанное вами и тем больше крепнет их чувство
безопасности,
способствующее их собственному самовыражению Их открытость, в свою
очередь,
заражает других участников, и возникает общая творческая эмпатия,
обеспечивающая
более глубокое осмысление, получение новых знаний и поддерживающая
ощущение
радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу прекращаться.
Люди
начинают понимать друг друга молниеносно, практически с полуслова, по
обрывкам
фраз. И вот перед ними открываются, давая пищу для размышлений, целые новые
миры,
новые горизонты, новые парадигмы с многими вариантами решений и новые
альтернативы.
Конечно, иногда случается, что эти новые идеи повисают в воздухе, но, как
правило,
они находят свое отражение в реальных практических решениях.