ЧАСТЬ 1
ПАРАДИГМЫ И ПРИНЦИПЫ
ИЗНУТРИ – НАРУЖУ
За более чем двадцатипятилетний период работы с
представителями бизнеса и научного мира, а также с теми, кто интересуется
проблемами семьи и брака, я встретился с большим количеством людей, которые, по
внешним признакам, достигли огромного успеха, но в то же время постоянно
испытывали сильную потребность в обретении внутреннего равновесия, в повышении
персональной эффективности и развитии здоровых отношений с другими людьми.
Подозреваю, что многие из проблем, которыми они со мной поделились, знакомы и
вам. Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного
профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной
жизнью. Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю
ли я самого себя и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя – а
стоила ли игра свеч? Я принялась за новую диету – вот уже в пятый раз за этот
год. Я знаю, что излишне полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все
новые публикации. Я ставлю перед собой цель. Я даю себе позитивную установку.
Говорю себе, что могу сделать это... И ничего не получается. Больше, чем на
пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу сдержать обещания, данного
самой себе. Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами.
Я хочу, чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил
стараюсь вести себя по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними
правильно. Однако с их стороны я не чувствую никакой лояльности. По-моему,
стоит мне заболеть и остаться на день дома, они попросту будут бить баклуши.
Почему мне не удается научить их быть самостоятельными и ответственными? Или,
может, стоит подыскать других, которые обладают такими качествами? Мой
сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь
предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать? Так много нужно
сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг времени весь
день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению
временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они
мне помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и
спокойной жизнью, как мне бы того хотелось. Я хочу научить своих детей ценить
труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь сделать, приходится все время их
понукать... и то и дело на каждом шагу слышать жалобы. Легче сделать самой.
Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без напоминания? Я – человек
очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном счете все
то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое существование
не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь. Когда я вижу, что мои
друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились определенного
признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине души меня
что-то грызет. Почему так происходит? Я – сильная личность. Я уверен, что,
общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу в нужном мне направлении.
Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к решению, которое угодно
мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мной идеи
являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения
нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах
другие. Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили;
просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту,
перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить
прежние чувства. Все эта проблемы глубоки и болезненны. С наскока их не решить.
Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У
одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим
отстающим; не понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В
социальном плане он был незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с
близкими. Он был физически слабым, низкорослым, щуплым, с плохо
скоординированными движениями, например, он взмахивал бейсбольной битой еще до
того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки окружающих. Мы с Сандрой
были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что остижение
успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при вы-
полнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими
установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на
его поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику
позитивного мышления:
– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что
ты можешь! Возьмись за биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся,
пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы
подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:
– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!
При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не
получится и что он терпеть не может этот бейсбол. Как мы ни старались, наши
усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько болезненно это
сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его, помогать ему,
вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили
взглянуть на всю ситуацию под другим углом. В ту пору я проводил большую работу
по "развитию руководства" с различными клиентами по всей стране. В
частности, мне приходилось каждые два месяца готовить презентации на тему о
коммуникации и восприятии для участников программы развития административного
персонала IВМ. Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие
материалы, я чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как
оно воздействует на наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше
поведение. Это привело меня к изучению теории вероятности и самореализующихся
предсказаний, или "эффекта Пигмалиона", а также к осознанию того,
насколько глубоко коренится в нас наше восприятие. Я понял, что мы должны
внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на "призму",
сквозь которую смотрим, и что сама эта "призма" определяет наше
восприятие мира. Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал
сотрудников IВМ, мы постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь
нашему сыну, не гармонировало с тем, как мы на самом деле воспринимали, видели
его. Когда мы честно признались себе в наших глубоко скрытых чувствах, мы
осознали, что на самом деле в глубине души мы воспринимали нашего сына как
"отсталого" ребенка с неадекватным развитием. Поэтому, сколько бы мы
ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что бы мы
ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно
читал в них: "Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи". Мы
начали понимать, что если мы хотим что-либо изменить, то начинать изменение
надо с себя. И для того, чтобы изменить себя эффективно, мы прежде всего должны
поменять свое восприятие.
|
|