ПРИНЦИПЫ РОСТА И ИЗМЕНЕНИЙ
Привлекательность Этики Личности,
соблазнительность ее для многих, заключается в кажущейся возможности достижения
с помощью быстрых и легких способов высокого уровня жизни, персональной
эффективности и богатых, глубоких взаимоотношений с другими людьми, минуя
естественный процесс работы и роста. Это – символ, лишенный содержания. Это –
инструкция "Как–быстро–стать–богатым", обещающая "достаток без
усилий". Может даже показаться, что она срабатывает, но человек при этом
на самом деле не изменяется. Этика Личности иллюзорна и обманчива. А попытка
достичь высоких результатов методами быстрого действия окажется столь же
успешной, как и попытка попасть в нужное место в Чикаго, пользуясь картой
Детройта. Процитируем Эриха Фромма7, разглядевшего своим проницательным
взглядом причины и последствия Этики Личности: "Сегодня мы имеем дело с
индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает
самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нем видеть –
человека, чей язык общения заменен бессмысленным лепетом, чей живой смех
заменен синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого
отчаяния. Об этом человеке могут быть сказаны две вещи. Первое – что он
страдает от утери непосредственности и индивидуальности, а это может оказаться
неизлечимой болезнью. Второе – он существенно не отличается от нас и миллионов
тех, кто ходит по этой земле". В каждой жизни присутствуют
последовательные стадии роста и развития. Ребенок учится переворачиваться на
животик, садиться, ползать, затем ходить и бегать. Каждый шаг важен, и на
каждый требуется время. Ни единого шага пропустить нельзя. Это относится ко
всем фазам жизни, ко всем областям развития, будь то обучение игре на
фортепиано или эффективному общению с коллегой по работе. Это верно в отношении
отдельной личности, в отношении брака и семьи и в отношении организации. Мы
понимаем этот принцип процесса и принимаем его как факт для мира физических
явлений. Гораздо труднее понять этот принцип применительно к эмоциональной
сфере, к сфере человеческих отношений или к характеру личности. Но даже если мы
сможем понять это, то принять это и жить в соответствии с этим пониманием
окажется еще более трудной задачей. Вот почему иногда мы ищем более короткий
путь и надеемся получить желаемый результат, перескочив через несколько
жизненно важных ступенек и сэкономив на этом время и силы. 7 Фромм, Эрих
(1900-1980), немецко-американский психолог и социолог. (Прим. перев.) Однако
что же получается, когда мы пытаемся сократить естественный процесс нашего
роста и развития? Представьте, что вы, будучи весьма средним игроком в теннис,
решили поразить окружающих, выступая в соревнованиях с мастерами. К чему это
приведет? Разве одно только позитивное мышление позволит вам эффективно
противостоять профессионалу? Что будет если вы сможете убедить своих друзей,
что играете на фортепиано на уровне концертирующего исполнителя, в то время как
в действительности ваше место среди начинающих? Ответ очевиден Просто
невозможно нарушать, игнорировать, сокращать этот естественный процесс
развития. Это противоречит природе, и попытка найти короткую дорогу к успеху
приведет лишь к разочарованию. Если в любой сфере деятельности я по
десятибалльной шкале нахожусь на отметке "два" и хочу передвинуться
на отметку "пять", то сначала надо сделать шаг к отметке три .
"Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага", и в каждый
момент может делаться только один шаг. Если вы не покажете учителю, на каком
уровне находитесь, – задавая вопросы или признаваясь в своем незнании, – вы никогда
не научитесь расти. Долго притворяться нельзя, ведь все непременно откроется.
Признание собственной необразованности часто является первым шагом к
образованию. Торо говорил: "Ну как не позабыть о нашей необразованности,
осознание которой так необходимо для роста, если мы все время пользуемся своими
знаниями!" Вспоминается один случай, когда две молодые девушки, дочери
моего друга, пришли ко мне в слезах, жалуясь, что их отец с ними суров и совсем
их не понимает. Они боялись быть откровенными с родителями, опасаясь
последствий. Но в то же время им очень были нужны родительские любовь,
понимание и подсказка. Я поговорил с их отцом и убедился, что умом он понимает
проблему. Однако, согласившись, что иногда не может совладать со своим
характером, он отказался взять на себя ответственность за происходящее и честно
признать, что уровень его эмоционального развития низок. Гордость не позволяла
ему сделать первый шаг, чтобы изменить положение. Чтобы отношения с женой,
мужем, детьми, друзьями или коллегами были эффективными, мы должны учиться
слушать. А это требует от нас эмоциональной силы. Слушать – это значит быть
терпеливым, открытым, иметь желание понять, то есть иметь свойства высоко
развитого характера. Гораздо проще действовать с низкого эмоционального уровня,
давая при этом советы высокого уровня. В случае с теннисом или фортепиано
уровень нашего развития становится совершенно очевидным, так как тут
притворяться невозможно. Однако в сфере характера и эмоционального развития не
все так очевидно. Мы можем "принять позу" перед тем, кто нас плохо
знает, или перед коллегой. Мы можем притвориться. И на какое-то время у нас
что-то, может быть, получится – по крайней мере, на публике. Мы даже, возможно,
обманем самих себя. И тем не менее я уверен, что большинство из нас прекрасно
знают, что мы из себя представляем на самом деле; и я думаю, что многие из тех,
с кем мы живем и работаем, знают это тоже Я часто наблюдал последствия попыток
укоротить естественный процесс роста в сфере бизнеса, когда руководство пытается
"купить" новую культуру высокой производительности, качества, морали
и обслуживания клиентов с помощью ярких речей, обучения улыбаться, внешнего
контроля или же посредством укрупнений, объединений, отделений и других
структурных изменений – популярных и непопулярных. Эти руководители не обращают
внимания на то, что подобные манипуляции порождают атмосферу низкого доверия
Если эти методы не срабатывают, то они ищут другие техники и приемы из арсенала
Этики Личности, которые, в свою очередь, тоже будут игнорировать и нарушать
естественные принципы и процессы, служащие основой культуры высокого доверия
Помню, я и сам много лет назад нарушил этот принцип. Однажды, придя домой во
время празднования трехлетней годовщины моей маленькой дочки, я увидел, как она
забилась в угол гостиной, прижимая к себе все подаренные ей игрушки и не желая
позволить другим детям в них играть Первым, что мне бросилось в глаза, было то,
что свидетелями этого проявления эгоизма оказались несколько родителей. Я был
смущен, причем вдвойне, из-за того, что как раз в то время читал в университете
курс, посвященный человеческим отношениям. И я понимал, или, по крайней мере,
чувствовал, чего от меня ожидают эти родители. Атмосфера была накалена, – дети
окружили мою маленькую дочь, протягивая к ней руки и прося поиграть с теми
игрушками, которые сами только что подарили, а моя дочь решительно им в этом
отказывала. Я сказал себе: "Разумеется, я должен научить дочь делиться с
другими! Умение делиться – одно из самых ценных наших достоинств!" Для начала
я попробовал просто попросить ее: — Солнышко, пожалуйста, поделись со своими
друзьями игрушками, которые они тебе подарили! — Нет! – упрямо ответила она.
Мой второй метод заключался в обращении к здравому смыслу: – Солнышко, если ты
научишься делиться своими игрушками с ребятами, которые пришли к тебе в гости,
то и они поделятся с тобой игрушками, когда ты придешь к ним! И снова она без
лишних раздумий отрезала: - Нет! Я начал приходить во все большее
замешательство, ибо было очевидно, что я не имею влияния. Третьим методом,
избранным мной, был подкуп. Я сказал очень тихо: — Солнышко, если ты
поделишься, я дам тебе что-то вкусненькое. Я дам тебе кусочек жевательной
резинки. — Я не хочу жвачку! – закричала она. После этого я начал впадать в
отчаяние. Для четвертой попытки я выбрал угрозы и запугивание: — Если не
поделишься, тебе здорово попадет! — Ну и что! – выкрикнула она. – Это мои
игрушки! Я не должна ни с кем делиться! В итоге мне пришлось применить силу. Я
просто взял у нее из рук часть игрушек и раздал их детям: – Берите, ребята,
играйте! Возможно, моей дочке нужно было получить опыт обладания этими
игрушками, прежде чем отдать их другим. (Ведь, в самом деле, как я могу отдать
то, чем не владею?) Она нуждалась в том, чтобы я, как отец, имел более высокий
уровень эмоциональной зрелости и позволил ей получить этот опыт. Однако в тот
момент для меня больше значило мнение обо мне других родителей, а не рост и
развитие моего ребенка и наших с ним взаимоотношений. Я просто изначально был
уверен в собственной правоте: она должна была поделиться, а значит, была
неправа, не делая этого. Возможно, уровень моих ожиданий по отношению к
малолетней дочери был слишком высоким просто потому, что по своей собственной
шкале я сам был на нижнем уровне. Я оказался неспособен или не пожелал отдать
ей терпение и понимание и ждал от нее, что она отдаст свои вещи. В попытке
компенсировать недостаточную влиятельность, я занял силу у своего отцовского
положения и авторитета и принудил дочь делать то, чего я от нее хотел. Но,
занимая силу, создаешь слабость. Слабость занимающего силы объясняется тем, что
увеличивается его зависимость от внешних факторов. Становится слабей и тот, кто
вынужден подчиниться, так как это сковывает рост, развитие независимого
мышления и внутренней дисциплины. И в конечном счете ослабевают сами
взаимоотношения. Сотрудничество уступает место страху, и оба человека
становятся более эгоистичными и агрессивными. Но что же происходит тогда, когда
сам источник, откуда занята сила, – будь то огромный рост или физическая
мощь, позиция, авторитет, какой-то документ, атрибуты высокого положения,
внешность или прежние достижения, – изменяется или перестает существовать
вовсе? Если бы я был более зрелым, я мог бы положиться на свою внутреннюю силу
– на свое понимание роста и необходимости делиться, на свою способность любить
и воспитывать, – и позволил бы дочери самой выбрать – хочет она делиться или
нет. Возможно, после попытки урезонить ее, я мог бы переключить внимание детей
на какую-нибудь интересную игру, сняв таким образом со своего ребенка
эмоциональное давление. Теперь я уже знаю, что как только дети обретают чувство
собственности, они делятся своими игрушками совершенно естественно, свободно и
спонтанно. Мой опыт говорит мне, что когда-то нужно учить, а когда-то нужно не
учить. Когда отношения натянуты и атмосфера накалена эмоциями, попытка учить
часто воспринимается как форма осуждения и неприятия. В то же время, когда
отношения благоприятны, по-моему, гораздо продуктивнее поговорить с ребенком наедине
и спокойно обсудить то, что считаешь важным и чему хочешь его научить.
Наверное, для подобного действия требовалась более высокая эмоциональная
зрелость, чем тот уровень терпения и внутреннего контроля, которым я обладал в
то время. Возможно, чувство собственности должно приходить прежде, чем
потребность делиться. Возможно, многие из тех, кто в браке и в семье
отказывается отдавать и делиться или же отдаем механически, сами, по существу,
так и не знают, что такое самообладание, никогда не ощущали, что значит владеть
собой, не осознавали своей индивидуальности и не испытывали чувства
собственного достоинства. Если мы хотим реально помочь нашим детям расти,
необходимо быть достаточно терпеливыми, чтобы позволить им испытать чувство
собственности, и достаточно мудрыми, чтобы научить их дару давать, показывая
это личным примером.
|
|