СДВИГ ПАРАДИГМЫ И ЕГО СИЛА
Пожалуй, наиважнейший опыт,
который можно извлечь из нашего эксперимента – это момент изменения,
"сдвига" парадигмы, то, что можно назвать ощущением: "Вот
оно!", когда кто-то наконец видит в комбинированной картинке новое
изображение. Чем более человек был связан изначальным восприятием, тем сильнее
его ощущение: "Вот оно!". Словно внутри зажигается какая-то лампочка.
Термин сдвиг парадигмы впервые был введен Томасом Куном в его знаменитой книге
"Структура научных революций". Кун демонстрирует, как почти любой
значительный прорыв в области науки начинается с разрыва с традициями, старым
мышлением, старыми парадигмами. Великому древнеегипетскому астроному Птолемею
земля представлялась центром Вселенной. Но Коперник произвел сдвиг парадигмы и
одновременно вызвал огромное сопротивление и гонения на себя, провозгласив
центром Вселенной Солнце. С этого момента внезапно все стало истолковываться
иначе, чем прежде. Ньютонова модель физики была парадигмой механики и по сей
день остается основой современной инженерии. Однако она оказалась недостаточно
полной, исчерпывающей. Научный мир был революционизирован Эйнштейновской
парадигмой теории относительности, отличавшейся значительно большими
возможностями предсказания и объяснения. До появления бактериологии большое количество
матерей и новорожденных умирали при родах, и никто не мог понять причин этого.
Во время военных действии больше людей погибало от незначительных ран и
болезней, чем от тяжелых травм и ранений, полученных на поле сражения. Но
стоило появиться бактериологии, как эта новая парадигма, позволяющая лучше
понимать, что происходит в организме, сделала возможным значительное,
потрясающее развитие медицины. Современные Соединенные Штаты Америки есть плод
сдвига парадигмы. Традиционной, устоявшейся веками формой правления была
монархия – божественное право королей. Но вот была создана новая парадигма –
народное правление, осуществляемое народом и для народа. Так родилась
конституционная демократия, высвободив невиданные энергию и талант людей и
создав новый беспрецедентный в истории человечества уровень жизни, свободы и
независимости. Не все сдвиги парадигм происходят в позитивном направлении. Как
мы сами смогли убедиться, сдвиг от Этики Характера в сторону Этики Личности
уводит нас от тех самых корней, которые питают истинный успех и счастье. Однако
уводят ли они нас в позитивном или негативном направлении, оказывают ли они
мгновенное или постепенное действие, сдвиги парадигм неизменно ведут нас от
одного представления о мире к другому. И сдвиги эти порождают серьезные
перемены. Наши парадигмы, верные или неверные, являются источником наших
установок и поведения, а в конечном счете – наших взаимоотношений с другими
людьми. Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мной одним воскресным утром в
Нью- Йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах – кто читал
газету, кто о чем- то думал, кто, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо
и спокойно. Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так
безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно поменялась. Мужчина опустился
на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что
происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже
хватались за газеты пассажиров. Это было крайне возмутительно. Однако мужчина,
сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал. Невозможно было удержаться от
раздражения. Я не мог поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы
позволять своим детям хулиганить, нисколько на это не реагировать и вести себя
так, будто ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры
вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к
нему и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно: – Сэр,
послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы вы
призвать их к порядку? Человек посмотрел на меня так, как будто только что
очнулся от сна и не понимает, что происходит, и сказал тихо: – Ах да, вы правы!
Наверное, надо что-то сделать... Мы только что из больницы, где всего час назад
умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе после
всего этого. Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма
сдвинулась. Внезапно я увидел все совсем иначе, и, увидев все иначе, я стал
думать иначе, стал чувствовать иначе, вести себя иначе. Раздражения как не
бывало. Теперь уже не было нужды контролировать ни своего отношения к этому
человеку, ни своего поведения; мое сердце было преисполнено глубоким
сочувствием к нему. Вырвались на свободу слова симпатии и сострадания: – У вас
только что скончалась жена? Ах, простите ради Бога! Как же это произошло? Могу
ли я чем-нибудь помочь? В одно мгновение все совершенно переменилось. Многие
испытывают подобный значительный сдвиг в мышлении, если сталкиваются с
ситуацией, таящей угрозу для жизни, когда сразу же видят свои приоритеты в
другом свете или если им приходится выступать в новой для себя роли – в роли
мужа или жены, родителя или деда, начальника или руководителя. Можно потратить
недели, месяцы или даже годы, работая над Этикой Личности, чтобы изменить свои
установки и поведение, и при этом даже близко не подойти к тому самому феномену
перемен, который возникает сам собой, когда мы начинаем иначе смотреть на вещи.
Становится очевидным, что для того, чтобы произвести относительно небольшие
перемены в жизни, мы можем заняться нашими установками и поведением. Если же
необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать с
нашими основными парадигмами. Как говорил Торо5: "На тысячу обрывающих
листья с дерева зла, есть лишь один, рубящий его под корень". Если мы
прекратим обрывать листья – работать лишь над установками и поведением – и
сразу примемся за корень – те парадигмы, откуда берут начало наши установки и
поведение, – то этим как раз и добьемся качественных изменений в своей жизни.
|
|