ЭТИКА ЛИЧНОСТИ И ЭТИКА ХАРАКТЕРА
В то же самое время в дополнение
к моему исследованию восприятия я глубоко погрузился в изучение литературы,
посвященной успеху, которая была опубликована в США с 1776 года. Я читал и
просматривал сотни книг, статей и очерков в таких областях, как самосовершенствование,
популярная психология и помощь самому себе. У меня в руках оказалась выжимка,
субстанция того, что свободные и демократически настроенные авторы считали
ключом к успеху в жизни. Исследуя двухсотлетнюю историю сочинений на тему об
успехе, я обнаружил одну поразительную особенность, связанную с содержанием
этой литературы. Анализ проблем, с которыми мы столкнулись в нашей семье, и
аналогичных проблем в жизни и отношениях множества людей, с которыми я работал
на протяжении многих лет, привел к тому, что я все более отчетливо стал
понимать, что последние пятьдесят лет литература об успехе носила поверхностный
характер. Она была наполнена техниками создания имиджа, специальными приемами
быстрого действия – своеобразным "социальным аспирином" или "пластырем",
которые предлагались для разрешения острейших проблем. Благодаря этим средствам
некоторые проблемы могли временно потерять свою остроту, однако глубинные,
хронические болячки оставались нетронутыми, воспалялись и давали о себе знать
вновь и вновь. Полной противоположностью сказанному была литература первых 150
лет. Почти вся она была посвящена теме, которую мы назовем "Этика
Характера как основа успеха", Здесь речь шла о таких свойствах, как
цельность личности, скромность, верность, умеренность, мужество,
справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность
Золотому Правилу. Образцом такой литературы является автобиография Бенджамина
Франклина. В основе своей это история о том, как человек работал над собой с
целью интеграции внутри своей личности определенных принципов и навыков. Этика
Характера учит тому, что существуют основополагающие принципы эффективной жизни
и что человек может испытать в жизни истинный успех и счастье только в том
случае, если научится воплощать эти принципы в своем характере. Однако вскоре
после окончания Второй мировой войны ключевое представление об успехе
переместилось с Этики Характера на, так сказать. Этику Личности. Теперь успех
стал рассматриваться скорее как функция социального образа личности, поведения
и поступков, навыков и техник, служащих смазкой в механизме человеческого
взаимодействия. Этика Личности имеет два основных направления: первое – техника
человеческих и общественных связей, и второе – позитивная ментальная установка
(ПМУ). Эта философия в определенной степени отражена в таких вдохновляющих и
мудрых изречениях, как "Ваше отношение определяет ваше положение",
"У улыбки больше друзей, чем у хмурости" и "Можешь достичь
всего, что понял и во что поверил". Другие направления "личностного"
подхода представляют собой явную манипуляцию или даже обман. Они побуждают вас
использовать специальные приемы, чтобы понравиться другим людям, или проявлять
ложный интерес к увлечениям других, чтобы вытянуть из них то, что вам
требуется, или же демонстрировать власть и запугивать, когда это отвечает вашим
целям. Порой подобная литература признает значение характера в достижении
успеха. Однако чаще всего рассматривает его обособленно, не отводя ему
основополагающей роли, роли катализатора. Ссылки на Этику Характера в этом
случае являются формальными пустыми словами, а истинная ставка делается на
быстродействующие техники влияния, стратегию силы, навыки общения и позитивное
мышление. Я начал понимать, что именно Этика Личности подсознательно явилась
источником тактики, которую мы с Сандрой пытались использовать в отношении
нашего сына. Задумавшись более глубоко над различием между Этикой Личности и
Этикой Характера, я понял, что мы с Сандрой получали социальное
удовлетворение от хорошего поведения наших детей. Младший сын в этом смысле нам
ничего не давал. Наше представление о самих себе и своей роли как добрых,
заботливых родителей оказалось более весомым, чем наше представление о
собственном сыне и, возможно, влияло на него. С нашей стороны было гораздо
больше заботы о том, как мы видели эту проблему и как боролись с ней, нежели
истинного беспокойства за судьбу своего ребенка. Поговорив с Сандрой, мы пришли
к прискорбному выводу о сильном влиянии на наши поступки черт нашего
собственного характера и наших мотивов, а также нашего представления о своем
ребенке. Мы поняли, что социальные мотивы, двигавшие нами, совершенно не
гармонируют с нашими глубокими внутренними ценностями и могут привести нас к
"условной"3 любви к сыну и к утрате им чувства собственного
достоинства Поэтому мы решили сконцентрировать свои усилия на самих себе – не
на способах поведения, а на наших глубинных мотивах и на нашем восприятии
собственного сына. Вместо того, чтобы пытаться изменить его, мы попытались
взглянуть со стороны, – отделить себя от него, ощутить его личность,
индивидуальность и достоинство. Путем глубоких раздумий, влекомые верой и
поддерживаемые молитвой, мы пришли к тому, что увидели в сыне самостоятельную,
неповторимую личность. Мы увидели в нем бесконечные пласты возможностей,
которые следовало реализовывать в соответствии с его собственным жизненным
ритмом. Мы решили устраниться и прекратить волнения, дать его индивидуальности
проявиться без нашего вмешательства. Свою естественную роль мы увидели в том,
чтобы утверждать индивидуальность сына, радоваться за него и ценить его. Кроме
того, мы сознательно поработали над своими мотивами и начали культивировать
"внутренние источники безопасности", позволяющие нам добиться того,
чтобы наши представления о собственной значимости не зависели от
"приемлемости" поведения наших детей. Стоило нам избавиться от
давления прежних представлений о сыне и выработать в себе мотивы, основанные на
ценностях, как у нас начали возникать новые чувства. Мы обнаружили, что теперь
радуемся за сына, а не сравниваем его с другими, не судим его. Мы уже больше не
пытались растить его по своему подобию или сравнивать его с социальными
ожиданиями. Мы оставили попытки мягко, но целенаправленно лепить из него
приемлемую социальную модель. Потому что теперь видели в нем полноценного в
основе своей, вполне жизнеспособного человека. Мы прекратили защищать его от
насмешек окружающих. Приученный к опеке, сын поначалу испытывал немало
трудностей. Он говорил об этом нам. Мы выслушивали его, однако совсем не обязательно
на это реагировали. "Тебя не нужно защищать, – говорило наше молчаливое
послание. – У тебя все в порядке". Проходили недели и месяцы, и
мало-помалу сын обретал уверенность в себе. Он начал развиваться в своем
собственном жизненном ритме. Он стал делать выдающиеся по социальным стандартам
успехи – в учебе, в общении, в спорте, – продвигаться вперед быстрыми темпами,
значительно быстрее, чем требовал естественный, так сказать, процесс развития.
Шли годы, сына выбирали на руководящие посты в различные студенческие
организации, он стал чемпионом штата по атлетике, приносил домой только
отличные отметки. Он вырос обаятельным, открытым парнем, доброжелательно
относящимся ко всем окружающим. Мы с Сандрой считаем, что впечатляющие
достижения нашего сына в большей степени явились следствием его чувств по
отношению к самому себе и его восприятия самого себя, а не просто откликом на
социальные требования окружающего мира. Этот случай преподнес нам с
Сандрой поразительный урок, весьма полезный как для воспитания других наших
детей, так и для применения в иных жизненных ситуациях. Он привел нас к
основанному на личном опыте осознанию принципиального различия между Этикой
Личности и Этикой Характера. Наше убеждение хорошо выражено в словах
Псалмопевца: "Ищите в сердце своем с усердием, ибо из него вытекают реки
жизни".
|
|