ПЕРЕПИСЫВАНИЕ СЦЕНАРИЯ: СТАТЬ
ПЕРВЫМ ТВОРЦОМ САМОГО СЕБЯ
Как мы уже отмечали,
проактивность основывается на уникальном даре человека – самосознании. Еще два
уникальных человеческих дара, дающих нам возможность развивать проактивность и
осуществлять персональное лидерство в своей жизни, – это воображение и совесть.
Воображение позволяет нам увидеть еще не созданные миры заключенных в нас
потенциальных возможностей. Совесть вводит нас в соприкосновение с
универсальными законами и принципами, с нашими собственными необычайными
талантами, способами внесения личного вклада в жизнь и с теми личными
правилами, благодаря которым мы можем развивать все это максимально эффективно.
В сочетании с самосознанием воображение и совесть наделяют нас силой,
необходимой для написания своего собственного сценария жизни. Поскольку мы уже
существуем среди множества сценариев, полученных со стороны, процесс написания
собственного сценария в действительности в большей степени является процессом
"переписывания сценария" или сдвигом парадигмы – изменением той
основной парадигмы, которой мы уже обладаем. Если мы способны распознать неэффективные
сценарии и неточные или неполные парадигмы внутри себя, то мы можем проактивно
приступить к переписыванию себя заново. На мой взгляд, наиболее яркий пример
процесса переписывания сценария содержится в автобиографии бывшего президента
Египта Анвара Садата. Садат был выращен и воспитан в духе ненависти к Израилю.
Он мог заявить по национальному телевидению: "Я никогда не пожму руку ни
одному израильтянину до тех пор, пока они оккупируют хотя бы дюйм арабской
земли. Никогда, никогда, никогда!" И огромные толпы по всей стране
распевали за ним: "Никогда, никогда, никогда! " Этот сценарий
аккумулировал энергию и объединял волю всей страны. Сценарий носил очень
независимый и националистический характер, он возбуждал глубинные эмоции
арабского народа. И одновременно он был весьма безрассудным, и Садат это знал.
Этот сценарий игнорировал опасность возникшей ситуации, которой была
свойственна чрезвычайная взаимозависимость. И Садат переписал себя. Он научился
этому, когда еще юношей отбывал заключение в одиночной камере номер 54 в
Центральной Каирской тюрьме, куда попал за участие в тайном заговоре против
короля Фарука. Он научился абстрагироваться от ситуации и, взглянув со стороны,
определять, достаточно ли удачны и мудры его сценарии. Он научился высвобождать
свои мысли и посредством глубоких медитаций создавать свои собственные
сценарии, переписывать себя заново. На страницах автобиографии Садат
признается, что чуть ли не с сожалением покидал свою камеру, так как именно в
ней познал, что настоящим успехом является успех в отношениях с самим собой. Он
заключен не в обладании имуществом, а в самообладании, в победе над самим
собой. Пока у власти находилась администрация Насера, Садат занимал весьма
скромный пост. Всем казалось, будто дух его сломлен, но это было ошибкой. Они
применяли к Садату свои собственные сценарии. Они не понимали его. Садат же
ждал своего часа. И когда этот час пришел и Садат, став президентом Египта,
столкнулся с политической реальностью, он переписал свой сценарий,
переориентировав его на Израиль. Садат посетил кнессет в Иерусалиме, дав начало
одной из самых беспрецедентных мирных инициатив в истории человечества. Этот
отважный шаг впоследствии привел к Кемп-Дэвидским соглашениям. Садат смог
использовать свое самосознание, воображение и совесть, для того, чтобы
осуществить персональное лидерство, изменить старую парадигму и свое видение
ситуации. Он действовал в центре своего Круга Влияний. И в результате
переписывания сценария, сдвинувшего парадигму, произошло изменение установок и
поведения, оказавшее воздействие на миллионы жизней в более широком Круге
Забот. Развивая свое самосознание, многие из нас обнаруживают у себя
неэффективные сценарии, глубоко укоренившиеся недостойные нас привычки, которые
несовместимы с тем, что мы по-настоящему ценим в жизни. Навык 2 говорит, что мы
не обязаны жить по этим сценариям. Мы ответственны за то, чтобы, используя свое
воображение и творческий потенциал, создавать новые сценарии, более
эффективные, в большей мере соответствующие нашим ценностям и принципам,
придающим этим ценностям особое значение. Предположим, к примеру, что я
чрезвычайно реактивен по отношению к своим детям. Предположим, что стоит им
начать делать то, что я считаю неправильным, как я ощущаю спазм в желудке. Я
чувствую, как вокруг меня вырастают крепостные стены; я готовлюсь к сражению, Я
сосредоточен не на долгосрочном развитии отношений и стремлении понять их, а на
краткосрочном поведении. Я пытаюсь выиграть сражение, а не войну. Я использую
весь свой арсенал – свое физическое превосходство и свой авторитет, – и начинаю
кричать, запугивать и наказывать. И я побеждаю. Я стою с победным видом на
руинах разрушенных отношений, а мои дети, внешне покорные, а внутри
непокоренные, подавляют в себе те чувства, которые проявятся позже в более
уродливой форме. И теперь, если бы я присутствовал на тех самых похоронах, о
которых мы говорили раньше, и один из моих детей собирался бы произнести речь,
я бы хотел, чтобы его жизнь была олицетворением победы многолетнего,
наполненного любовью периода воспитания, обучения и самодисциплины, а не
скоротечных схваток, нацеленных на быстрое решение проблем и запечатленных в
боевых шрамах и ранениях. Мне бы хотелось, чтобы его ум и душа хранили приятные
воспоминания о глубоких, полных смысла мгновениях, проведенных вместе со мной.
Мне бы хотелось, чтобы он запомнил меня любящим отцом, разделявшим с ним все
беды и радости его детства, отрочества и юности. Мне бы хотелось, чтобы в
памяти у него сохранилось, как он приходил ко мне со своими заботами и
проблемами, а я со всей любовью его выслушивал и помогал ему. Мне бы хотелось,
чтобы он знал, что я не был идеален, но старался сделать все, что было в моих
силах. И что я любил его, как, возможно, никто другой в мире. Причина этих моих
желаний заключена в том, что я глубоко ценю своих детей. Я люблю их и хочу им
помочь. Роль отца своих детей является ценной для меня. Но я не всегда помню об
этих ценностях. Я попадаю в ловушку "самых важных из неважных дел".
То, что значит для меня больше, оказывается погребенным под грудами давящих
проблем, срочных забот и поверхностных поступков. Я становлюсь реактивным. И
то, как я каждый день веду себя со своими детьми, часто имеет весьма отдаленное
сходство с чувствами, которые я к ним испытываю. Поскольку я обладаю
самосознанием, воображением и совестью, я способен анализировать свои глубинные
ценности. Я способен осознать, что сценарий, по которому я живу, не гармонирует
с этими ценностями, что жизнь моя является продуктом не моего собственного
проактивного плана, а того первого творения, которым я обязан обстоятельствам и
другим людям. Но я могу изменить себя. Я могу жить, опираясь на воображение, а
не на память. Я могу с ограничивающего прошлого переориентироваться на свой
безграничный потенциал. Я могу стать первым творцом для самого себя. Начинать,
представляя конечную цель – значит подходить к своей роли родителя, как и к
другим своим ролям в жизни, с ясным представлением о своих ценностях и
направлении движения. Это значит, быть ответственным за свое собственное первое
творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое
поведение и установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в
гармонии с верными принципами. Это также значит, что каждый день надо начинать,
твердо помня о своих ценностях. Тогда, даже в пору самых тяжелых испытаний, я
смогу, опираясь на эти ценности, принять верное решение. Я смогу действовать
как цельная личность. Я не должен буду реагировать на чьи-то эмоции и
обстоятельства. Я смогу быть по-настоящему проактивным, ориентированным на
ценности