Наличие Миссии жизненно
необходимо также и для организаций, стремящихся к успеху. Одно из важнейших
направлений моей работы с организациями – содействие в разработке эффективной
Миссии. А чтобы быть эффективной, такая Миссия должна непременно исходить из недр
самой организации. К ней должен быть причастен в той или иной форме каждый
сотрудник организации, не только стратеги из высшего управленческого звена, –
именно каждый. Повторимся сам процесс вовлечения так же важен, как и результат
– написанная Миссия, поскольку это вовлечение является ключом к ее реализации.
Всякий раз, когда мне приходилось бывать на фирме IВМ, мне необыкновенно
интересно было наблюдать за процессом обучения. Снова и снова я наблюдал, как
руководители организации приходили на занятия в группы и рассказывали, что IВМ
держится на "трех китах": достоинстве личности, высочайшем качестве и
отличном сервисе. Эти три понятия выражают систему ценностей IВМ – та, во что
они верят. Может измениться что угодно, но эти три фактора останутся неизменными
Происходит своеобразная химическая реакция, в ходе которой эта вера
распространяется по всей организации и впитывается во все ее поры, создавая
надежную основу для разделяемых всеми ценностей и ощущения личной безопасности
у каждого работающего на фирме. Однажды я проводил обучение группы сотрудников
IВМ в Нью-Йорке Группа была небольшая, человек двадцать, и вот один из них
заболел Он позвонил жене в Калифорнию, и та очень встревожилась, так как его
заболевание требовало специального лечения. Сотрудники IВМ, ответственные за
организацию этого обучения, устроили заболевшего в прекрасную больницу, где
имелись специалисты нужного профиля. Но при этом они чувствовали, в каком
беспокойстве пребывает его жена и как она хочет, чтобы муж оказался дома, где им
сможет заняться его личный врач. Тогда они решили отправить больного домой.
Понимая, сколько времени может занять дорога до аэропорта u1080 и ожидание
регулярного рейса, они вызвали вертолет, чтобы доставить его в аэропорт, и там
наняли специальный самолет до Калифорнии. Не знаю, во сколько им это все
обошлось; думаю, во много тысяч долларов. Однако IВМ верит в достоинство и
ценность личности. Это является одним из устоев компании. Для остальных
участников тренинга этот случай был лишь подтверждением системы ценностей фирмы
и удивления не вызвал. На меня же это произвело огромное впечатление. В другой
раз мне пришлось обучать 175 менеджеров торговых центров. Проходило все в одном
из отелей. Я был потрясен уровнем сервиса, который там предлагался. Это не было
показухой. Это проявлялось на всех уровнях – совершенно естественно и при
отсутствии всякого надзора Приехав довольно поздно, я зарегистрировался и
спросил, можно ли сейчас обратиться в службу сервиса, чтобы заказать ужин в
номер Служащий за конторкой сказал: – Вообще-то уже нет, мистер Кови, но, если
вас это устроит, я могу сходить на кухню и принести бутерброды или салат, или
что-то еще. Его отношение свидетельствовало, что он искренне заботится о моем
комфорте и благополучии. – Не хотите ли взглянуть на зал, где будут проходить
занятия? – продолжал он. – Есть ли у вас все, что вам нужно? Чем я еще мог бы
вам помочь? Я здесь для того, чтобы служить вам. Его никто не контролировал.
Этот человек был абсолютно искренен. На следующий день в разгаре занятий я обнаружил,
что у меня недостает необходимых мне цветных фломастеров. Поэтому во время
короткого перерыва я вышел в холл, где наткнулся на посыльного, спешащего в
другой конференц-зал – У меня возникла проблема, – сказал я. – Я провожу здесь
занятие с группой менеджеров, и сейчас у нас короткий перерыв. Мне нужно
несколько цветных фломастеров. Он развернулся на ходу и весь обратился во
внимание. Потом, бросив взгляд на мою табличку с именем, он сказал: – Мистер
Кови, я решу вашу проблему! Он не сказал: "Я не знаю, где это можно
достать", или: "Пойдите спросите у администратора". Он просто
занялся моей проблемой, дав мне почувствовать, что это для него большая честь.
Несколько позже, когда я находился в боковом вестибюле и разглядывал выставленные
там предметы искусства, кто-то из служащих отеля подошел и сказал: – Мистер
Кови, не хотите ли взглянуть на каталог, где описаны все произведения
искусства, имеющиеся у нас в гостинице? Какая предупредительность! Какое
внимание к клиенту! В другой раз я наблюдал, как один из служащих, стоя на
высокой стремянке в вестибюле, протирал окна. Вдруг с высоты своего положения
он заметил, как женщина, гулявшая в садике с палочкой, слегка пошатнулась. При
этом она не упала, и вокруг нее были люди. Но служащий спустился с лестницы,
вышел, помог женщине пройти в вестибюль и убедился, что о ней позаботились.
Только после этого он отправился домывать стекла. Мне захотелось выяснить,
каким образом этой организации удалось создать культуру, воплощающую идею
служения клиенту. Я расспрашивал горничных, официанток, посыльных этого отеля и
открыл для себя, что такое отношение вошло в сознание, в сердца, в плоть и
кровь каждого сотрудника. Через заднюю дверь я прошел на кухню и там увидел
главный постулат: "Индивидуальный подход к каждому". Наконец я пришел
к управляющему и сказал: — Я занимаюсь тем, что помогаю различным организа циям
создавать сильную сплоченную команду, развивать особую культуру команды. И я
потрясен тем, что увидел у вас. — Хотите узнать истинную причину? – спросил он.
И достал текст Миссии, принятой в этой сети отелей. Ознако мившись с текстом, я
признал: – Да, впечатляющий документ! Но мне известно множество других
компаний, имеющих прекрасные Миссии. – Хотите взглянуть на Миссию этой
гостиницы? – спросил директор. – Вы хотите сказать, что разработали отдельную
Миссию для вашей гостиницы? — Именно. — И она отличается от текста,
относящегося ко всей гостиничной сети? — Да. Она соответствует общему духу, но
приспособлена к нашей конкретной ситуации, к нашим обстоятельствам, к
сегодняшнему моменту. И директор передал мне другой документ. – Кто же
составлял текст этой Миссии? – спросил я. — Все – отвечал он. — Как все? В
самом деле все? – Ну да! — И горничные? — Да. — И официантки? — Да. — И
регистраторы? – Разумеется. Хотите взглянуть на Миссию, составлен ную теми
людьми, которые встречали вас вчера вечером? И он показал мне текст Миссии,
который был написан именно теми людьми и который был взаимоувязан со всеми
другими Миссиями. Каждый служащий, независимо от уровня, был вовлечен в эту
работу. Миссия этого отеля была ступицей огромного колеса. От нее родились
продуманные, более конкретные Миссии различных групп гостиничных служащих. Ее
Положения использовали в качестве критерия для принятия любого решения. Она
проясняла позиции этих людей – то, как они относились к клиенту и друг к другу,
Она влияла на стиль работы руководителей среднего и высшего уровней. Она влияла
на систему оплаты труда. Она определяла то, каких именно людей стоит нанимать
на данную работу, как именно надо их обучать и развивать. По существу, каждый
аспект этой организации был следствием, функцией ее центра – ее Миссии. Потом я
оказался в другой гостинице той же сети, и первое, что я сделал,
зарегистрировавшись, – я справился, есть ли у них разработанная Миссия, и они
тут же дали мне ее текст. В этой гостинице я еще глубже уяснил смысл девиза
"Индивидуальный подход к каждому". За время трехдневного пребывания в
гостинице я присматривался к каждой ситуации, где мог проявиться уровень
обслуживания. И неизменно убеждался, что сервис был безупречным. И при этом
всегда ощущался индивидуальный подход. Скажем, когда я спросил у служащего
бассейна, где фонтанчик для питья, он немедленно провел меня к нему. Но больше
всего меня поразил случай, когда один служащий по собственной инициативе
сообщил боссу о своей оплошности. Мы заказали ужин в номер, и нам назвали
время, когда нас обслужат. Не дойдя до нашего номера, служащий расплескал
горячий шоколад, и ему понадобилось несколько минут, чтобы вернуться на кухню,
поменять салфетку на подносе и налить новую чашку. Словом, явился он в наш
номер, опоздав минут на пятнадцать, что, по сути дела, не имело для нас особого
значения. Тем не менее на следующее утро менеджер этой службы позвонил нам и
извинился, а также предложил нам на выбор завтрак в номере или в буфете за счет
гостиницы, чтобы хоть чем-нибудь компенсировать причиненное нам накануне
неудобство. Как много это говорит о культуре в организации, если служащий
сообщает о своей никому не известной ошибке начальству, с тем чтобы клиент или
гость почувствовали большую заботу о себе! Как я говорил директору той первой
гостиницы, я знаю множество компаний, имеющих замечательные Миссии. Однако
существует ощутимое, принципиальное отличие в эффективности между документом,
созданным каждым служащим данной организации, и документом, написанным
несколькими высшими руководителями за перегородкой из красного дерева.
Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются как организации, так и семьи,
заключается в отсутствии приверженности людей тем решениям, которые претендуют
на то, чтобы определять их жизнь, но приняты без их участия. Они просто не
приемлют таких решений. Много раз, работая с организациями, я встречал людей,
чьи цели в корне отличались от целей их предприятия. Как правило, я
обнаруживал, что принципы стимулирования в таких организациях никаким образом
не были связаны с принятой системой ценностей. Когда я приступаю к работе с
сотрудниками компании, у которой уже есть готовая Миссия, я спрашиваю их: –
Скольким из вас известно о существовании Миссии вашей организации? Кто из вас
знаком с ее содержанием? Кто из вас был вовлечен в ее разработку? Кто из вас
действительно проникся ею и использует как основу для принятия решений? Без
вовлечения нет приверженности. Выделите эту фразу, поставьте звездочку,
обведите ее, подчеркните. Без вовлечения нет приверженности. Поначалу – когда
человек является новичком в организации или когда ребенок слишком мал – вы,
конечно, можете наметить ему цель, и он примет ее, особенно если у вас хорошие
отношения, четкая ориентация и вы его хорошо обучили. Но когда люди становятся
более зрелыми и их жизнь обретает самостоятельный смысл, они хотят быть
вовлеченными, хотят участвовать в постановке целей и принятии решений. И если
их не вовлекают, они просто не принимают чужие цели и решения. Тогда у вас
возникает серьезная проблема мотивации, которую невозможно разрешить на том же
уровне мышления, которым эта проблема была создана. Вот почему разработка
Миссии организации требует времени, терпения, вовлечения, умения и эмпатии.
Повторим снова: эта работа не относится к быстрым решениям, это не
"социальный аспирин". Необходимы время и искренность, следование
верным принципам, а также мужество и последовательность, чтобы привести
существующие системы, структуру и стиль управления в соответствие с
разделяемыми всеми ценностями и видением. Но это обязательно получится,
поскольку в основе – верные принципы. Миссия организации, если она
действительно отражает разделяемые каждым членом организации видение и ценности,
рождает великое единение и необычайное чувство приверженности. Она создает в
умах и душах людей такую основу, такой комплекс критериев или ориентиров,
опираясь на которые, они будут управлять самими собой. Они не нуждаются в том,
чтобы кто-то другой направлял, контролировал, отчитывал их или помещал на доску
почета. Они проникаются теми неизменными ценностями, которые составляют суть,
ядро организации.