Ставя
в центр нашей жизни верные принципы, мы создаем прочную основу для
развития
четырех жизнеобеспечивающих факторов.
Наша внутренняя безопасность проистекает
из понимания, что верные принципы не
меняются,
в то время как другие центры основываются на людях или явлениях, подвержен-
ных
частым или быстрым изменениям. На верные принципы можно положиться.
Принципы
ни на что не реагируют. Они не сердятся и не начинают обращаться с нами
иначе
Они не станут разводиться с нами или убегать из дома с нашим лучшим другом Они
не
лезут вон из кожи, чтобы заполучить нас. Они не предлагают нам быстрых решений
и
скоропалительных
выводов. Они не зависят от поведения других людей, от обстоятельств и
сиюминутных
капризов. Принципы не умирают. Они не исчезают на следующий день Они
не
горят в огне, не гибнут при землетрясениях, их невозможно у нас украсть.
Принципы
– это глубокие, фундаментальные, классические истины, общие
знаменатели.
Это прочные нити, которые с точностью, последовательностью, красотой и
силой
вплетены в ткань жизни.
Даже
оказавшись среди людей и обстоятельств, игнорирующих принципы, мы можем
чувствовать
себя в безопасности от сознания того, что принципы – это нечто большее, чем
люди
и обстоятельства, и что об их неизменном триумфе свидетельствует
многотысячелетняя
история человечества. Еще одним (и еще более важным) источником
внутренней
безопасности является наша уверенность в том, что мы можем своей
собственной
жизнью и своим собственным опытом подтвердить верность этих принципов
Конечно,
мы не ясновидцы. Наше знание и понимание верных принципов
ограничивается
недостаточным проникновением в суть нашего собственного внутреннего
мира
и в суть мира вокруг нас, а также потоком тенденциозных философий и теорий, не
гармонирующих
с верными принципами Эти идеи могут временно прижиться, однако,
подобно
многим своим предшественникам, они недолговечны, поскольку основаны на
ложных
представлениях
Да,
мы ограничены, но мы можем раздвинуть ограничивающие нас рамки Понимание
принципа
нашего собственного развития побуждает нас искать верные принципы с
уверенностью,
что чем больше мы узнаем, тем более четко сможем мы сфокусировать те
линзы,
через которые смотрим на мир. Принципы не меняются; меняется наше понимание их
Жизнь,
в центре которой находятся принципы, сопровождается мудростью и
внутренней
ориентированностью. Источником этого являются точные карты,
точное
представление
о том, что есть, что было и что будет. Верные карты позволяют нам отчетливо
представить,
куда мы хотим дойти и как туда лучше добраться. Обладая верными картами,
мы
можем принимать решения на основе правильной информации, а это позволит сделать
их
реализацию
возможной и полезной.
Личная власть, которая рождается, когда в центре жизни
находятся принципы, – это
сила
наделенного самосознанием, знающего и проактивного человека, не скованного
внешними
воздействиями и обстоятельствами, а также отношением, поведением и
поступками
других людей.
Единственное
реальное ограничение власти связано с естественными последствиями
самих
принципов. Мы свободны в выборе своих действий, на основе знания верных
принципов,
однако мы не свободны в выборе последствий этих действии. Вспомните:
"Поднимая
один конец палки, вы поднимаете и другой".
Принципам
всегда сопутствуют их естественные последствия. Есть позитивные
последствия,
когда мы живем в соответствии с этими принципами. И есть негативные
последствия,
когда мы их игнорируем. Эти принципы применимы к каждому человеку, знает
он
об их существовании или нет, поэтому и названное ограничение является
универсальным.
И
чем больше мы узнаём о верных принципах, тем шире становится наша личная
свобода
поступать
разумно.
Ставя
в центр своей жизни неподвластные времени и переменам принципы, мы создаем
фундаментальную
парадигму эффективной жизни. Это тот центр, который позволяет
правильно
понять природу всех других центров.
Помните,
что ваша парадигма является источником, из которого проистекает ваше
поведение
и отношение к жизни. Парадигма похожа на очки: она влияет на то, каким вы
видите
все, что вас окружает. Все, увиденное вами сквозь парадигму верных принципов,
будет
принципиально отличаться от того, что вы увидите сквозь призму любой другой
парадигмы.
Я
включил в Приложение к этой книге таблицу с подробным описанием того, как
каждый
из названных выше центров может влиять на восприятие нами окружающего мира20.
А
сейчас для примера давайте посмотрим, как мы видим одну и ту же конкретную
проблему,
глядя
на нее сквозь разные парадигмы. При чтении попытайтесь примерить разные очки.
Попытайтесь
почувствовать, какие реакции проистекают из различных центров.
*
* *
Представьте,
что вы пригласили жену на сегодняшний вечерний концерт. Билеты
куплены;
жена с нетерпением ждет вечера. Сейчас четыре часа дня. Вы на работе.
Неожиданно
вас в свой кабинет вызывает босс и говорит, что ему вечером потребуется
ваша
помощь в подготовке к важной встрече, которая состоится завтра в девять утра.
Если
вы смотрите сквозь очки, сфокусированные на супруге или на семье, то главная
ваша
забота будет связана с вашей женой. Вы можете отказать боссу и повести жену на
концерт,
чтобы сделать ей приятное. Или вы можете в интересах сохранения работы
остаться,
однако вы сделаете это очень неохотно, постоянно думая, как на это отреагирует
жена,
подыскивая оправдания для своего решения, и заранее готовясь защищаться от
разочарования
и гнева супруги.
Если
вы смотрите сквозь очки, сфокусированные на деньгах,
то прежде всего будете
думать
о причитающихся сверхурочных или о том, как эта сверхнормативная работа будет
способствовать
повышению оклада в будущем. Вы можете в данном случае позвонить жене
и
просто сказать, что должны задержаться, предполагая, что она поймет: финансовые
интересы
– превыше всего.
Если
вы сконцентрированы на работе, вы, вероятно, подумаете об открывающихся
возможностях.
Вы сможете лучше узнать свою работу. Вы сможете заработать допол-
нительные
очки, способствующие вашему продвижению по службе. Вы можете задержаться
на
работе даже дольше, чем от вас требовалось, чтобы босс увидел, какой вы
старательный.
Ах,
как должна гордиться вами ваша жена!
Если
вы сконцентрированы на обладании, вероятно,
вы станете думать о том, что
можно
купить на сверхурочный заработок. Возможно, вы прикинете, насколько упрочит
вашу
репутацию на фирме тот факт, что вы останетесь работать допоздна. Назавтра всем
будет
известно, сколько в вас благородства, самопожертвования и преданности работе.
Будучи
сконцентрированы на удовольствии, вы
бы, вероятно, проигнорировали работу
и
пошли на концерт, даже если бы ваша жена хотела, чтобы вы задержались на работе.
Вы
заслужили
этот свободный вечер!
Если
вы сконцентрированы на друзьях, то ваше решение зависит от того, пригласили
вы
их с собой на концерт или нет. Или от того, собираются ли ваши друзья тоже
остаться на
работе
сверхурочно.
Если
вы сконцентрированы на враге, то
можете задержаться на работе потому, что это,
как
вы знаете, даст вам значительное преимущество перед сослуживцем, который мнит
себя
значительным
приобретением для компании. Пока он где-то там развлекается, вы будете
трудиться
в поте лица, выполняя свою и его работу, принося свой отдых в жертву на благо
компании,
которым он с такой легкостью пренебрег.Если ваш центр – церковь, то ваше
решение
может зависеть от того, планируют ли идти на концерт другие прихожане, или от
того,
работает ли кто-то из прихожан в вашей фирме, или от того, какой концерт
ожидается:
"Мессия"
Генделя имеет более высокий приоритет, чем рок-музыка. Ваше решение также
может
зависеть от того, как, по вашему представлению, поступил бы истинно верующий
человек,
или от того, рассматриваете ли вы сверхурочную работу как "служение"
или как
"стремление
к материальному благополучию".
Если
вы сконцентрированы на самом себе, вы
будете делать то, что для вас является
самым
лучшим вариантом. Стоит ли вам развлечься этим вечером? Или, может, стоит
заработать
несколько очков в общении с боссом? Ваша главная забота будет заключаться в
том,
чтобы определить, какое влияние на вас окажут разные варианты.
После
того, как мы разными глазами посмотрели на одно и то же событие, стоит ли
удивляться,
что у нас появляются проблемы при взаимодействии, когда в одном и том же
рисунке
кто-то видит "молодую" женщину, а кто-то – "пожилую"?
Видите, как серьезно
влияют
на нас наши центры? Влияют на все – на нашу мотивацию, каждодневные решения,
действия
и интерпретацию нами того, что происходит. Вот почему так важно понять, каков
ваш
центр. И если этот центр не способствует тому, чтобы вы стали проактивной
личностью,
тогда
необходим соответствующий сдвиг парадигмы, благодаря которому вы приобретете
тот
центр, который нужен.
Если
вы ориентируетесь на принципы, вы
постараетесь отставить в сторону эмоции,
вызванные
ситуацией, и другие факторы, которые могут на вас влиять, и оценить возможные
варианты.
Стремясь к общему балансу, вы учтете все факторы – потребности работы,
потребности
семьи, другие потребности, имеющее отношение к делу, и оценив, к чему могут
привести
различные варианты решений, вы попытаетесь выбрать лучший из них.
Ваш
выбор пойти на концерт или остаться на работе – это лишь одна из составляющих
вашего
эффективного решения. Дело в том, что тот же самый выбор вы могли бы сделать,
отталкиваясь
от разных центров, и при этом не были бы эффективными. Но если вы
принимаете
решение, исходя из парадигмы, в центре которой находятся принципы, то ваш
выбор
имеет несколько важных особенностей.
Первое:
вы не являетесь объектом воздействия со стороны других людей или
обстоятельств.
Вы проактивно выбираете то, что считаете наилучшей альтернативой. Вы
принимаете
решение сознательно, ориентируясь в ситуации. Второе: вы знаете, что ваше
решение
наиболее эффективно, так как основано на принципах с
предсказуемыми
перспективными результатами