В
Навыке 3 мы имеем дело с вопросами, связанными с управлением жизнью и
временем.
Изучая на протяжении многих лет эту удивительную область, лично я склонен
считать,
что лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой:
"Организация
и действия на основе приоритетов". Эта фраза отражает
эволюцию трехпоколений
теории управления временем. Эффективной реализации идеи, заложенной в этой
фразе,
посвящено множество разнообразных подходов и средств,
Персональное
управление развивалось по образцу, типичному для множества других
сфер
человеческой деятельности. Эволюционные толчки в этом развитии, или
"волны", как
их
называет Элвин Тоффлер, последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя
что-то
новое, жизненно важное. Например, в области развития общества на смену аграрной
революции
пришла революция индустриальная, за которой последовала революция
информационная.
Каждая последующая волна приносила резкий скачок в развитии общества
и
личности.
То
же происходит и с управлением временем. Каждое его поколение создается на
основе
предшествующего, и каждое продвигает нас ко все большей возможности управлять
своей
жизнью. Первая волна или первое поколение управления временем может быть
охарактеризовано
записками и памятками, попыткой как-то упорядочить и
систематизировать
все, что требует от нас затрат времени и сил.
Второе
поколение можно охарактеризовать появлением календарей и деловых
дневников.
Это отражало попытку смотреть вперед, планировать события и свою
деятельность
на будущее.
Третье
поколение отражает современный этап управления временем, К наследию
предыдущих
поколений добавляется? важная идея расстановки приоритетов, прояснения
ценностей
и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел. Кроме
того,
третье поколение сосредоточивается на постановке конкретных целей –
долгосрочных,
промежуточных
и краткосрочных, на достижение которых, в гармонии с ценностями,
должны
быть направлены время и энергия. И еще прибавляется понятие ежедневного
планирования
– составления конкретного плана достижения данных целей или выполнения
действий,
которые, как ожидается, должны принести наибольший успех.
При
всем значительном вкладе этого третьего поколения, люди начали осознавать, что
планирование
и управление временем, нацеленные на "производительность", часто
являются
контр-производительными.
Нацеленность на производительность порождает ожидания,
которые
приходят в столкновение с возможностью развивать плодотворные отношения,
удовлетворять
человеческие потребности и наслаждаться спонтанными радостями
повседневной
жизни.
В
результате многие люди отворачиваются от методов управления временем, которые
слишком
ограничивают их жизнь, встраивая их в жесткую схему. И, стремясь сохранить
человеческие
взаимоотношения, непосредственность и вкус к жизни, они "вместе с водой
выплескивают
из ванночки младенца" и возвращаются к методам управления временем
первого
и второго поколения.
Однако
сегодня уже возникает четвертое, совсем иное поколение. Теперь стало
понятным,
что "управление временем" на самом деле термин неверный, поскольку
задача
заключается
не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самими собой.
Удовлетворенность
– это функция не только достижения результата, но и ожидания. А
ожидания
(так же, как и удовлетворенность) находятся в нашем Круге Влияния.
Вместо
того, чтобы сосредоточиваться на действиях и времени,
четвертое поколение
фокусирует
наши ожидания на сохранении и развитии отношении и
на достижении результатов.
Другими словами, ожидания концентрируются на поддержании
Р/РС-баланса.